Подмены понятий
Подмены понятий – это ловушки в мышлении человека, возникающие при несоответствующем их сути взгляде на категории.
Подмены понятий сопровождаются искажением в понимании устройства мира, обычных жизненных ситуаций и себя. Другими словами, это невежество, выраженное в поверхностном восприятии, основанном только на том, что видимо.
Что из себя представляют данные подмены и почему они возникают?
В первую очередь, это подмены несимметричного мышления на симметричное. Отметим, что у каждого человека есть внутреннее, естественное стремление к познанию истины, поскольку глубокий контакт с ней приносит нам счастье. В поисках истины мы опираемся на мнения, теории и методы, которые слышим и приобретаем в течение жизни от различных учителей (семья, школа, университет, работа и т.д.). Такой процесс познания опирается, как правило, на эмпирический опыт, либо слепое следование авторитетам. Далеко не каждая авторитетная личность гласит истину, то есть является истинным учителем. Напротив, встретить истинного учителя – большая редкость.
Следование за ложными учителями формирует в нас неправильные (симметричные) связки «причина – следствие», «абсолютное – относительное», например, что я являюсь телом, а не духом, или что жизнь происходит из материи. Эти неверно выстроенные логические конструкции в нашем мышлении и являются подменами, которые делают наше восприятие жизни симметричным. Так, мы абсолютизируем право, а не обязанности. Перекладываем всю ответственность за процесс ученичества на учителя, возводя его на пьедестал, либо в последующем свергая. Ставим во главу угла общественное единство (по идеологии, нации, вероисповеданию), пренебрегая личной уникальностью каждого человека и его индивидуальным предназначением.
Навык обнаруживать подмены, опираясь на несимметричную логику, позволяет избавить мышление от подобных ошибок и прийти к целостному познанию этого мира. Данный раздел нацелен на то, чтобы развивать этот навык и еще глубже (может быть, с иного ракурса) погрузиться в изучение несимметричной диалектики.