Вопрос:
Когда мы хотим раскрыть свою личность, свою индивидуальность, мы приходим в некое духовное сообщество, и там есть определенные стандарты. Например, как людям одеваться, как внешне выглядеть, как им строить свою личную жизнь, как строить свой день, во сколько вставать, что кушать, что не кушать, что читать, с кем общаться, что благоприятно, что неблагоприятно. Таких правил и предписаний достаточное количество. В чем тут будет проявляться эта категория различия? Как это все совместить?
Энвер Хаджимуратович:
Спасибо, интересный вопрос. Конечно во многих традициях эта технология какой-то стандартизации, о которой вы говорите, применяется специально, чтобы убрать эту подмену. Когда люди подменяют внутреннее смысловое различие внешним различием, чтобы, так сказать, эпатажно как-то себя показать, что я не такой как вы. Люди именно этим обычно занимаются в этом мире. А в духовных обществах часто как бы намеренно стираются какие-то различия. Не то, чтобы стирается, а как бы понижается уровень какого-то внешнего разнообразия. Это делается именно для того, чтобы люди сосредоточились на внутренних процессах - на движениях души, на движениях своего сознания, на тех смыслах, которые люди открывают для себя. По этим признакам можно понять, что духовные общество преследует именно эту цель, а не просто какую-то тупую стандартизацию для того, чтобы обезличить людей. Поэтому в таком обществе приветствуется обмен людей духовными, внутренними реализациями. То есть внешне присутствует некое единообразие, но при этом проявляется внутренняя различимость людей, по их каким-то пониманиям и так далее, то это говорит о том, что данное духовное общество преследует именно эту цель.
Если же внутренняя различимость не приветствуется, тогда такая внешняя стандартизация является просто оболваниванием. Это как раз та внешняя идеология, про которую мы говорили, которая настроена на такое как бы стадное объединение людей, Конечно, это разрушительная вещь. Если говорить с точки зрения материальной диалектики, то такое внешнее использование идеалогии (когда она не несет в себе смысл) становится просто противоположностью материализма , в котором людям наоборот предлагается показать какую-то свою особенность, проявить себя как индивида, как индивидуалиста.
Так что да, в материальном мире существуют эти противоположности. Есть идеологическое общество, стандартизированное общество. А есть общество потребления, где каждый пытается внешне выделиться, где мы видим огромное разнообразие товаров, огромное разнообразие магазинов, где у человека есть как бы такая внешняя свобода выбора - может так одеться, может по-другому одеться. А духовное общество может такую возможность перекрыть, и делается это именно для того, чтобы человека настроить на переживание внутренних процессов, чтобы отключить его от влияния иллюзии. Может быть такая цель, а может и не быть.
Участник курса:
Спасибо большое. Значит в школах преследуется примерно же цель, с той же школьной формой, когда вводится дресс-код.
Энвер Хаджимуртаович:
Дресс-код может быть важен именно для того, чтобы создать как бы такое общее настроение, что мы учимся, изучаем, находимся в каком-то познавательном процессе. Но дресс-код может стать такой же оболванивающей вещью. Это на самом деле тонкий момент. Поэтому люди шарахаются из крайности в крайность, так как не могут понять, как поступить правильно - вводить дресс-код или не вводить. Люди шарахаются, так как нет понимания; потому что отсутствует методология.
Подмены понятий
Полная диалектика – это наука о всеобщих законах влияния сознания на сферу бессознательного (природы, человеческого общества и мышления индивида), а также о взаимодействиях в сфере бессознательного.
Подмены по паре понятий "Различие - единство"
В данном разделе сайта приведены отрывки из обучающих курсов «Живи разумно» и «Революция разума», иллюстрирующие возможные подмены, которые могут образоваться в разуме человека.