ВОПРОС:
Я часто сталкиваюсь с людьми, которые ищут Бога вне отношений. Они вроде бы выполняют обязанности, какой-то свой долг, но абсолютно не обращают внимания на то, как реагирует природа, как реагирует общество, как реагирует команда, например, которой управляет человек. Можно ли проявлять смысл вне отношений, или это всегда связанные вещи? Ведь общество тоже может заблуждаться. Не является ли отвержение природой, то есть отсутствие у человека прав, индикатором того, что он что-то не учитывает, не проявляет свое истинное ученичество, не выполняет нужную обязанность?
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Этот вопрос указывает на корыстное отношение к Создателю. Чистое отношение, любящее отношение к Создателю означает, что мы хотим служить Ему. Служить Создателю значит служить тому, что Ему дорого. А что дорого Создателю? А вот эти все людишки, которых мы, так сказать, игнорируем. Это же Его семья, это же Его живые существа, и Он хочет, чтобы они были счастливы.
А когда мы хотим не служить Создателю, а чтобы Он служил нам, тогда мы отвергаем Его семью, хотим к Нему непосредственно ломиться через молитву, через практику и так далее.
Но вопрос заключается в том, интересно ли Ему такое отношение? Вот в чем вопрос.
Вам разве интересны будут отношения с человеком, который с вами корыстен, у которого за спиной есть какой-то мотивчик, и вы этот мотивчик четко видите? Вы же не будете близкие отношения с ним развивать. Поэтому люди, которые небескорыстны в отношениях с Создателем, всегда воспринимают Его просто как некую идею, никогда не смогут Его воспринимать как живую Личность в своем сердце, потому что Он им не открывается. Как вы не будете по душам говорить с человеком, который, как вы знаете, может плюнуть вам в душу, потому что у него есть двойное дно, точно так же и Создатель не открывает себя тем, кто небескорыстен в отношениях с Ним. Вот так это происходит, все очень просто.
Поэтому если человек пытается оторвать Создателя от Его семьи, от природы, иначе говоря, то он не сможет почувствовать в сердце близость с Ним.
ВОПРОС:
То есть получается, что неумение слышать Бога в сердце говорит о том, что есть препятствие, вот эта некая корысть личности.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Да, конечно, это стремление использовать духовность в своих целях.
Подмены понятий
Полная диалектика – это наука о всеобщих законах влияния сознания на сферу бессознательного (природы, человеческого общества и мышления индивида), а также о взаимодействиях в сфере бессознательного.
Подмены по паре понятий "Единичность - множественность"
В данном разделе сайта приведены отрывки из обучающих курсов «Живи разумно» и «Революция разума», иллюстрирующие возможные подмены, которые могут образоваться в разуме человека.
Можно ли искать Бога и смыслы вне отношений
Характеристики единичности.
ВОПРОС:
Выберите характеристики, которые отражают категорию единичности: стиль одежды, тембр речи, миссия жизни, реализация своих способностей и талантов, жизненные приоритеты, стремления познать себя и духовные устремления.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ:
У нас немного разделились наши мнения, но смысл ответа в том, что мы можем отнести к категории единичности то, что несет в себе смысл, то, что является неделимым, и то, что является уникальным. По сути, стиль одежды мы можем отнести к уникальности, если он принадлежит только мне. Но если он не проявляет какой-либо смысл, тогда его нельзя отнести к единичности. Точно так же, как и тембр речи. Он принадлежит какому-то индивидууму, то есть он достаточно уникальный для этого человека, но в то же самое время мы можем понимать, что тембр речи может и совпадать с кем-то. Поэтому скорее мы это не относим к этой категории.
Дальше миссия жизни, реализации способностей и талантов, жизненные приоритеты, стремление познать себя и духовное устремление. Практически все эти категории мы относим к категории единичности, потому что они могут быть уникальны, каждый из этих пунктов может принадлежать к категории уникальности. Мы через эти категории можем проявлять смысл и сознание как в миссии жизни, так и в реализации способностей, в приоритетах, стремлении познать себя и в духовных устремлениях. Определяющим фактором является то, что является уникальным, то, в чем мы можем проявить сознание, то, что нельзя разделить на еще более мелкие сегменты.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Знаете, когда я слушал ответ вашей группы, у меня не возникло такое ощущение, что вы проводите разницу между понятием единичность и индивидуальность, потому что из ваших ответов складывалось такое ощущение, что вы рассматриваете в качестве единичности какую-то внешнюю непохожесть, в которую человек вкладывает свой, может быть, бренд. Ведь любой бренд человек же как-то объясняет, то есть в это вкладывает какой-то внешний смысл. Вот в этом подмена, она не всегда очевидна. Люди думают, что их уникальность в индивидуализме, потому что личность, ее уникальность - она внутренняя, а не внешняя. Соответственно, то, в чем человек видит смысл, это не какое-то представление его ума, а это связь того, что он делает, с Абсолютной Истиной, в этом миссия его жизни. Например, допустим, стиль одежды. Хотелось спросить, а что значит, что стиль одежды имеет какой-то смысл? В чем смысл в стиле одежды? Стиль одежды, допустим, людям напоминает о том, кто они такие по своей сути. Не хватило именно примера такого, чтобы человек понял, о чем идет речь. Допустим, вы видите монаха-буддиста. Он одет в свои желтые одежды, у него соответствующее поведение - не поведение людей, которые нас окружают, и вы понимаете, что человек как-то связан с духовностью. Об этом вы сказали, что стиль одежды выражает уникальность. В чем это уникальность, как она связывает нас с духом, с сознанием? Тембр речи внешне не выражает единичности, но если человек говорит, например, о предназначении души человека, о предназначении его рождения и при этом его голос переполнен, тембр дрожит от этой эвристики, от переживаемых смыслов и от той любви, которая содержится в его послании, разве этот тембр не является воплощением единичности, уникальности этой личности, которая сейчас здесь присутствует? Поэтому еще раз: эти вопросы очень провокационные, на них можно ответить, как вы сами заметили, как с точки зрения положительной, так и с точки зрения отрицательной. В диалектике всегда так. Не надо вестись на вопросы. Вопросы надо рассматривать как повод, чтобы подумать и чтобы выразить и такое понимание, и такое понимание, то есть тембр речи может быть проявлением индивидуализма, когда человек просто выучил, как певцы это делают. Тебе надо просто понять, как настроить эти резонаторы: грудной резонатор, другой резонатор, чтобы все звучало, чтобы люди, как завороженные, просто слушали твой голос, который не выражает абсолютно никакого смысла. Понимаете? Вот такой же может быть тембр. Он просто выражает индивидуальность певца, который только хорошо умеет подавать себя, или оратора - например, политика, - который вешает лапшу на уши. Разве это личностное проявление, разве это проявление духа? В то же самое время человек, который не обучен каким-то изыскам ораторским, например, или певческим, он может говорить что-то от души, от своего откровения, и этот тембр не будет такой внешне привлекательный, но он будет революционный, то есть он будет менять сознание людей!
Это очень интересная работа: разобраться с этими вещами. Спасибо большое. Мне очень понравилось про миссию жизни. Конечно, это выражение личностного начала, потому что у индивида нет никакой миссии жизни.
УЧАСТНИК КУРСА:
Как раз потом говорили, когда мы в группе общались, о том, что если у меня на майке есть святые имена Бога, то, когда я ношу эту майку, я могу проявлять смысл, могу проявлять и свой дух. Опять же, если я ее ношу со смыслом, а не просто надел как какое-то модное направление. У нас в группе была такая дискуссия, и Вы об этом сказали про одеяние монаха. На мой взгляд, это как-то коррелирует с тем, что Вы сказали.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Конечно, спасибо большое. Хочется пожелать больше примеров, чтобы можно было пережить эмоционально то, что вы открыли, чтобы мы могли вашу эвристику прожить, то есть как это на практике работает. Это не только к вашей группе, а вообще ко всем. Старайтесь быть более практичными.
Цветок и букет.
Вопрос:
На последней встрече вы говорили, что пару понятий можно рассматривать по-разному, в зависимости от контекста. Вопрос звучит так: можно ли применить пару понятий Единичность- Множественность к букету цветов, где букет это Множественность, а цветок это Единичность.
Энвер Хаджимуратович:
Строго говоря, нет. Если вы рассматриваете, как учёный, то есть, как человек, обладающим мудростью в разуме, то вы же сразу увидите, что цветок тоже из чего-то состоит. То есть, логически букет состоит из цветов, но ведь сам цветок тоже множественен. Абсолютные категории не воспринимаются через органы чувств, чем они и отличаются от относительных, с которыми мы соприкасаемся через восприятие, чувства. Абсолютные категории смысловые, поэтому Единичностью будет некая идея цветка, то есть, то, что позволяет нам понимать, что это - цветок и он прекрасен. То есть, это не то, что воспринимают наши органы чувств, потому что наши органы чувств воспринимают цвета, формы, то есть, Множественность.
А что делает этот цветок прекрасным? Эта Единичность, откуда она берётся? Она ведь берётся не из Множественности. То есть, сама идея цветка, сама эта красота Божественного творения, которая там заложена, является той Единичностью, которую мы воспринимаем через эту Множественность. Вот это важно понимать, потому что, если вы будете воспринимать понятия Единичность и Множественность с точки зрения симметричной диалектики, то - да, это правильно, что цветок относится к Единичности, а букет относится к Множественности. В симметричной диалектике обе эти категории относятся к восприятию, к природе, иначе говоря, в симметричной диалектике эти пары противоположностей являются парами восприятия. По этой причине симметричная диалектика потом была названа диалектическим материализмом, так как фактически она описывает только материю, то есть, то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств.
Так что, с точки зрения симметричной диалектики действительно эта пара «цветок и букет» значит, что цветок- это Единичность, а букет- это Множественность. Точно так же с точки зрения симметричной диалектики мужчина и женщина- это видимый мужчина и видимая женщина, то есть воспринимаемые противоположности, находящиеся в состоянии противоречий.
Вот именно это фундаментальное отличие симметричной диалектики от несимметричной мы с вами пытаемся ухватить.
Спасибо за вопрос, он очень важен. Мы постоянно будем на это натыкаться, поэтому постарайтесь продумывать эти вещи, когда рассматриваете категорию.
Участник курса:
То есть, если любой материальный предмет выполняет определённую роль, если он наделён каким-то смыслом в какой-то момент, то таким образом на данный момент в нём воплощается Единичность?
Энвер Хаджимуратович:
Да, если предмет выполняет заложенную в нём функцию, замысел его творения выполняется, тогда в нём, через него проявляется Единичность. То есть, для нас этот предмет становится совершенным, он становится прекрасным, уникальным.
Абсолютизация множественности и причины душевной пустоты
ВОПРОС:
К каким результатам может привести абсолютизация множественности в жизни человека, и к каким эффектам может привести абсолютизация множественности в жизни общества. Приведите примеры.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ:
В жизни человека абсолютизация множественности может приводить к зависимости его от общественного мнения, стремлению быть не хуже, чем все, стремлению к какой-то популярности, к зависимости от мнения, оценок других. Таким людям сложно увидеть что-то уникальное, они могут смотреть, но не видеть. По сути, они как бы теряют свою уникальность, их сознание, их дух спит. Таким людям некомфортно с самими собой. Их умиротворение, счастье часто зависит от мнения сообществ: формальных, неформальных, от банков: дадут кредит или нет?; от государства, налоговой системы, паспортной системы.
Что же касается абсолютизации множественности в обществе, то она ведет к стандартизации: типовые дома, одинаковые ценности, стандартное мышление. Этими ценностями стремятся обладать. Величие человека определяется не его уникальностью, а его рейтингом, общественным мнением, количеством денег, имущества. И эта стандартизация в обществе ведет к такому внутреннему опустошению человека, когда человек чувствует себя частью толпы и это ему как бы нравится. Он обретает то, что вместо этого «нравится» у него образуется душевная пустота. На самом деле это ведет к усилению стресса, какой-то агрессии, и человек не испытывает счастья. Вроде бы все есть в материальном плане, а счастья нет, и все равно какое-то внутреннее недовольство происходит.
Например, такой вот принцип большинства, до недавнего времени так популярный в нашей стране. Еще пример: социальные рейтинги в Китае, где нужно иметь определенные баллы, чтобы выехать из одного города в другой. По крайней мере, мы так слышали. Это наш ответ.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Да, очень интересное было исследование. В принципе, в ответе каждой группы есть такая изюминка, но здесь мне показалось, есть какая-то такая полнота больше. Но все равно я чувствую, что это исследование правильное. Для меня ключевым высказыванием было, когда вы сказали, что эта множественность человека разрывает, когда человек пытается соответствовать общественному мнению, рейтингам, и он ощущает пустоту душевную. Вот это очень интересная связь смысловая. Опустошенность человеческая, по сути дела, является источником инфантилизма, общественного инфантилизма, то есть современное общество инфантильно. Почему? Потому что люди находятся под влиянием масскультуры, вот этих стандартов. То есть человеку не предлагается подвига, ему не предлагается свершения, ему не предлагается проявить энергию его духа - ни в чем! Человеку предлагается просто потреблять множество товаров, множество информации, правильно? Вот это удивительная вещь на самом деле, что душевная пустота от чего возникает? Мне бы хотелось задать вам этот вопрос, а я, похоже, на него сам сейчас отвечаю… Пустота возникает оттого, что человеку не предлагается служение, то, что включило бы его дух, проявило бы какой-то смысл. Ему предлагается просто потреблять, то есть стать частью этой внешней системы. Это поразительная подмена! Я надеюсь, что те из вас, кто проходит через это духовное образование, все-таки смогут выйти из этой ловушки и найти для себя дело, которое творчески включит их в жизни, и будут созидать эту жизнь. Это будет настоящим результатом понимания несимметричной диалектики.
Абсолютизация множественности как ловушка для коллективного бессознательного
ВОПРОС:
К каким результатам может привести абсолютизация множественности?
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ:
Мы начали ответ с того, что обратились к словарю за значением слова «абсолютизация»,связав его со словом «абсолют». Из лекции поняли, что оно скорее означает «идеализацию». Абсолютизация множественности в жизни человека проявляется, когда человек идеализирует толпу, когда есть стереотипы, эталоны, все одинаковое – здания, строения. Пример – Инстаграм, где по одной и той же одинаковой схеме продвигаются одинаковые аккаунты, которые уже скучно смотреть. Все это может привести к потере человеком связи со своей уникальностью, к усилению страха проявлять себя в обществе, к депрессии. Если говорить об абсолютизации множественности в жизни общества, то, если частью общества является человек со страхом, депрессией и, как следствие, агрессией, это может привести к расколу в обществе, к революциям, войнам. Если человек не проявляет свою уникальность, но нарастает агрессия, это может иметь негативные последствия для общества.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Абсолютизация – это подмена. Когда мы абсолютизируем относительную категорию, это означает, что в нашем разуме есть вирус. Абсолютизация множественности, например, у человека означает, что он считает истиной то, что думают люди. Он спрашивает: «А что думают люди?» – «Они думают вот это». – «А, ну, значит, это правда». Лучший способ поставить каждую свободную личность под контроль бессознательного – привить коллективному бессознательному какую-нибудь идею или представление. И всё - человек находится в ловушке, потому что каждый из нас интуитивно, из-за подмен в нашем разуме замкнут на то, что общество не может быть неправым. Как у животных: если стадо идет в каком-то направлении, то я пру туда же. И неважно, что там. Пусть стадо идет в пропасть, это не имеет значения, главное, что я иду вместе с ним. Вот это и есть абсолютизированная множественность. Понятно, что все информационные технологии на этом построены, чтобы раздробить сознание человека, чтобы оно у него на уровне бессознательного воспринимало всё.
И в обществе мы видим интересную вещь касательно абсолютизации множественности. Допустим, западные демократии как это сделали? Очень просто. Это атомизация общества. Кстати, у нас в России это сейчас присутствует даже в большей степени, чем в западном мире. Там хоть есть какие-то общинные явления, где хоть какие-то элементы единичности на относительном уровне проглядывают. А у нас просто никто ни во что не верит, полная атомизация, одни не могут понять других, все говорят на каком-то своем языке и даже не пытаются прийти к какому-то единству, воспринять, иначе говоря, Бога.
Это говорит о том, что общество перешло в режим тотальной абсолютизации множественности, все общинные структуры фактически разлагаются, даже те, которые пытаются создавать, очень быстро разлагаются, настолько агрессивно растворенное коллективное бессознательное, что оно растворяет любые попытки какого-то искреннего единения. Семьи распадаются, как мыльные пузыри. Создаются и через полгода распадаются. Это говорит о том, насколько мощно и энергийно проявляется подмена в обществе. Это большая тема, я сейчас кратко ее обозначил, как это работает, в чем мы сейчас живем.