ВОПРОС:
Как вы понимаете выражение "Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого?»
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ:
У нас понимание этой фразы выразилось в следующем ответе: эта фраза с точки зрения несимметричной диалектики ложная и отражает относительную категорию, категорию права. Также она характеризует современное устройство материального мира: правовое государство, в котором есть симметрия, есть взаимозависимость: я опираюсь на тебя, ты опираешься на меня, и в итоге нет никакой опоры. В этой цитате абсолютизируется понятие права, когда люди живут концепцией индивидуалиста, действуют не из изобилия, а из дефицита, то есть выстраивают свои границы.
Право - это небытие, множественность, бесконечная череда следствий, в которой нет причин, а значит, нет смысла с них начинать. И если мы вязнем в правах, то нас ждет пустота, неудовлетворенность, одиночество и агрессия. И вот такая абсолютизация права ведет на самом деле к тому, что у людей все меньше и меньше прав, потому что они не понимают, что отстаивание своих прав и якобы такая видимая, но ложная забота о чужих правах лишь уводит людей от понимания, как вообще возникают эти права, что лежит в их основе. А они возникают не от того, что мы тут разграничили каждый свои права, а от того, что кто-то выполняет свои обязанности. И чем больше мы погружаемся и копаемся в правах, тем меньше у нас их становится.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Интересный вопрос, и ваши размышления в качестве ответа тоже интересные. Вы правильно сказали, что права, правовое общество - это относительная вещь, это постоянная борьба какая-то – это все верные рассуждения. По сути дела, это психология войны. Правовая ситуация - это ситуация конфликтная, то, что называется борьбой противоположностей, и, как вы сказали, симметричная ситуация. Поэтому какое решение? Очень простое. Какое решение предлагает западная цивилизация? Договор. Есть твои права, есть мои права, давай-ка заключим договор: чтобы твои права не пострадали, я буду исполнять так называемые обязанности, а чтобы мои права не пострадали, ты будешь исполнять так называемые обязанности по отношению ко мне. Вот у нас договор. Но поскольку в фокусе этого договора находится право, а не обязанность, то есть происходит подмена, и, как вы сказали, право абсолютизировано: ради права мы исполняем обязанности, то есть это - ложные обязанности, то договор носит характер компромисса. А что такое компромисс? Это шаткое равновесие. В любой момент кто-то может надавить на свои права, и договор будет разрушен. Поэтому возникают войны, поэтому возникают конфликты в семье – потому, что это договор, неустойчивый, компромиссный договор.
Это ответ на ваш вопрос, я его немножко структурировал. То есть «права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека» - это война. Но эту ситуацию можно временно решить, установив договор. Но это не решение - это просто заплатка. И это то, что сейчас делает материальный мир, то, чем занимаются все люди, по сути дела.
Подмены понятий
Полная диалектика – это наука о всеобщих законах влияния сознания на сферу бессознательного (природы, человеческого общества и мышления индивида), а также о взаимодействиях в сфере бессознательного.
Подмены по паре понятий "Обязанность - право"
В данном разделе сайта приведены отрывки из обучающих курсов «Живи разумно» и «Революция разума», иллюстрирующие возможные подмены, которые могут образоваться в разуме человека.
Правовая ситуация – ситуация симметричная, конфликтная
Является ли признание обществом критерием выполнения обязанностей
ВОПРОС:
Является ли признание обществом критерием выполнения обязанностей?
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ:
Известны примеры великих творцов прошлого, например, Рембрандт и Бах, которые, по определению несимметричной диалектики, исполняли свои обязанности и не получили от общества прав и востребованности, а в экстремальных случаях даже умерли в нищете. Говорится, что востребованность в обществе – один из критериев определения своего предназначения. Значит, если воспользоваться этим критерием оценки, их деятельность может быть оценена как прихоть. Как рассматривать эти ситуации?
Вариант ответа:
Признание со стороны общества – не единственный критерий. Есть еще состояние вдохновения, когда человек что-то делает вопреки обстоятельствам, а в случае великих так оно и было. Трудно согласиться также с тем, что Рембрандт и Бах не получили признания – их произведения были признаны при их жизни, не говоря уже о том, что они ушли в вечность. Те повороты, периоды бесславия, которые были в их судьбах, могут говорить скорее не о том, что их работы не были признаны, а о том, что это было неким испытанием на их пути, способом очищения мотива, и это не связано с исполнением или неисполнением ими своих обязанностей. Можно также предположить, что наряду с осознанностью в человеке присутствует бессознательная часть и она включает процессы в жизни человека, которые могут проявляться как бесславие или непризнанность на какое-то время. Надо обратить внимание и на то, что у великих бывали периоды как взлетов, так и падений, как, например, у скульптора Исаака Иткинда. Он был признан в свое время, а потом попал в тюрьму и там из хлеба лепил фигуры и тем поддерживал себя творчески. Это говорит о том, что его творчество было обязанностью, призванием, предназначением, и подтверждается тем, что они исполнялись в тяжелых обстоятельствах.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Я хочу сказать, что не надо упрощенно представлять соотношение прав и обязанностей, потому что право является не только продолжением, но и отрицанием (отвержением) обязанностей. Иначе говоря, в среде, где культивируются права, люди, исполняющие обязанности, будут изгоями. Но правда заключается в том, что если человек действительно исполняет свои обязанности, это создает определенные права. Это может проявиться в том, что какое-то ближайшее окружение признает творение мастера. Все общество может быть против, а какое-то ближайшее окружение, которое реально соприкасается со смыслом, который проявляет этот человек, видит красоту этого замысла, принимает его. Есть выдающийся пример Иисуса Христа, который мы могли бы вспомнить. Он ведь исполнял свои обязанности по отношению к миру, действуя в качестве представителя Бога, а Его, тем не менее, распяли, нарушили Его право на жизнь. Поэтому не нужно думать, что бессознательное право, которое нас окружает, должно обязательно принять исполнение нами своих обязанностей. Скорее, мы должны создать это право. Так, Христос Сам создал это право – общество, которое поняло и приняло Его послание, и это общество стало расширяться, вытесняя то общество, которое это послание отвергало.
Когда человек исполняет свои обязанности, он не должен думать, что кто-то будет его признавать, он должен сам создавать это признание, а не рассчитывать на него. Это тот урок, который я извлек из вопроса и вашего ответа на него. Этот скульптор в тюрьме сам создал право быть тем, кто он есть, и не ждал, что кто-то обеспечит ему это право.
Как, выполняя свои обязанности, не переносить акцент на права
ВОПРОС:
Где эта грань между исполнением своих прав и обязанностей, если в обоих случаях приходится думать о своих правах? Другими словами переформулировано: как думать о своих правах и не заваливаться в них?
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Человек не должен думать о своих правах, он должен думать о своих обязанностях. А права его на самом деле - это маркеры, по которым он может понять, выполняет ли он свои обязанности и выполняют ли другие люди свои обязанности. Мы не говорим о том, что человек должен думать о своих правах. Это как раз и есть подмена. Если я заваливаюсь в дефицит, если я чувствую, что я нахожусь в состоянии борьбы за выживание, это означает, что либо я связался не с теми людьми, которые не ценят мой труд, либо я не делаю то, что действительно ценно для людей. Поэтому в этом случае мы не о своих правах думаем, мы думаем о том, а выполняю ли я свои обязанности. Вот в чем главное - так сказать, лейтмотив. Потому что если я делаю вещи, которые делаю творчески, если я делаю ценные какие-то вещи, выдаю что-то действительно ценное, то эта ценность должна быть в руках того, кто способен это оценить по достоинству. А это и есть мои права.
Если же я мечу бисер перед свиньями, то в чем тогда заключается выполнение моих обязанностей? Мы же должны всё Богу посвящать, а не мамоне и непонятно кому вообще. А Он всегда ценит то, что мы делаем, как через людей, так и непосредственно - через сердечное ощущение счастья какого-то, благости, которую мы чувствуем, когда выполняем свои обязанности. Это непосредственно Его ответ. А через людей - когда люди отвечают на наше служение своим служением.
Принимать ли служение, если чувствуется корысть
ВОПРОС:
Должен ли я принимать служение со стороны человека, если я чувствую в нем корысть, но он выдает это за бескорыстие?
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Мы можем сколько угодно думать об этих вещах до тех пор, пока мы не начинаем это всё прояснять. То есть эти вещи нужно прояснять. Как вы будете это прояснять, зависит от природы другого человека, от вашей собственной природы. Но вы должны добиться ясного понимания, что вас объединяет, что вы делаете и почему вы это делаете. Это происходит через диалог, через душевные разговоры. Если такого пространства нет, то любая деятельность будет токсична в итоге. Поэтому деятельности всегда предшествует обсуждение: что мы делаем, зачем делаем, какие там существуют параметры. Человек, допустим, делает вклад в какое-то дело. А какой вклад дело делает в него, в его семью? Как этот взаимообмен энергиями происходит? Если вы эти вещи не обсуждаете на берегу и пускаетесь в плавание, это означает, что вы хотите быть хорошеньким или есть какие-то еще формы выслуживания. Так это работает примерно.
Необходимое и достаточное условия пробуждения личности
ВОПРОС:
Как исполнение моих обязанностей как единички влияет на нравственность в обществе как множественности?
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ:
Я коротко из интернета зачитаю определение нравственности: «Нравственность это система правил поведения индивида, основанных на значимых для личности ценностях». Мы в группе рассуждали, что само по себе правовое общество не может обладать высоким уровнем нравственности по определению, так как люди в таком обществе сконцентрированы на себе и на своих правах, то есть эгоцентричные. И желая отстоять свои права, воспользоваться ими, люди могут совершать безнравственные поступки, такие как воровство, убийство, уход из семьи и любые другие, реализуя свое право на счастливую жизнь. И чем больше люди концентрируются на правах, тем меньше возможностей для прав в обществе остается.
Нравственность начинается только тогда, когда человек выходит из этой эгоцентричной позиции, когда человек начинает концентрироваться на своих обязанностях, разворачивается из зацикленности на себе к людям и несет все лучшее, что смог в себе открыть. В такой реальности нравственность в обществе расцветает. И как было сказано в определении, нравственность основывается на человеческих ценностях. Отвечая на вопрос, как или посредством чего соблюдение обязанностей влияет на нравственность в обществе, мы пришли к выводу, что от единичности к обществу нравственность передается ровно так же, как передаются ценности или смыслы от человека к человеку, то есть от личности к личности, из сердца в сердце. И пример бескорыстного служения личности может вдохновить меня и пробудить мой внутренний смысл, мою личность. В нашем обществе есть такие примеры высокой нравственности, бескорыстного служения -это Иисус Христос, Мать Тереза, Шрила Прабхупада, Джузеппе Москатти и другие личности. Именно благодаря таким примерам в наше время, у нас есть возможность проявлять высокие качества личности, с детства вдохновляясь ими, и исполнять свои обязанности из понимания своего предназначения.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Да, интересный вопрос и развернутый ответ. Мне не хватило немножко функциональной стороны, все-таки как это происходит? Примера недостаточно. Потому что перед вами может быть пример святого, но как вы его примените в своей жизни? Вы же не будете имитировать, правильно? Потому что это приведет вас к смерти, к фиаско, вы не будете удовлетворены и будете просто жить чужой жизнью. В чем метод передачи вот этой единичности обществу? Вот это интересный на самом деле вопрос, хочется, чтобы вы сами на него ответили.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ:
Да, я сейчас Ваши слова вспоминаю, что, находя тех людей, которые через свою жизнь пробудили свой смысл, научились действовать из своих обязанностей, из смысла жизненного, встречая таких людей в своей жизни, соприкасаясь с ними, чувствуя их, я могу в себе пробудить этот вкус, обрести это желание, проявить это в себе. И, как мне кажется, оно идет изнутри, это желание, но провоцируется соприкосновением.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Ну, вот это уже теплее. Соприкосновение это необходимое, но не достаточное условие. Достаточным условием является передача определенного смысла, вот этого счастья, которое испытывает человек, который действует, исходя из внутренних, а не внешних драйверов. То есть соприкоснуться важно, но муха тоже может сидеть на коленке духовного учителя, но так и остаться мухой. Она очень сильно соприкасается, очень тесно, а толку-то? Надо принять вот эту внутреннюю энергию, а не просто соприкасаться внешне. Поэтому есть люди, которые учатся внешне, но при этом учениками не становятся. Учитель есть, а ученика нет - вот в чем проблема!
Поэтому давайте поймем, подумайте еще внутри себя, как это происходит, потому что должно что-то произойти, передача чего-то должна произойти, чтобы другая единичность проявилась.
Обязанность человека осознавать смысл
ВОПРОС:
Обязанность это абсолютная величина. Какое количество обязанностей может быть у личности, у души? У человека, у личности, у души разные обязанности?
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ:
Обязанность это абсолютная величина, потому что права являются следствием обязанности. Когда мы выполняем обязанности, мы получаем ощущение счастья, ощущение того, что мы не одни, и заполнение пустоты внутри себя. Обязанностей может быть бесконечное множество. Можно привести такое сравнение: душа подходит к шкафу, раскрывает его, а там множество платьев, и можно проявляться не только в разных ролях, но и каждую роль можно творчески проявлять как обязанность.
Затем мы рассматривали, как проявляются обязанности у людей на различных этапах жизни. Обязанность может проявляться даже как размножение, безопасность, сохранение жизни; обязанность, если ум подвержен какому-то симметричному влиянию, обязанность раскрыть себя. Для более духовных людей обязанность проявляется в самореализации. Я читаю книгу "Беседы с Богом", думаю, многим она известна. Я нашла некую параллель с этим. Там говорится о том, что единственное, чего Господь от нас ждет, это проявление Себя через нас, в нашем опыте. То есть обязанность это некое проявление себя как понятие, через ощущение именно в опыте, через получение этого ощущения.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Вы что-то растекаетесь мыслию по древу, дорогие. Нам очень важно придерживаться определения понятий. Если мы определили обязанность как абсолютную категорию, значит то, что мы называем внешними обязанностями в быту, это все равно, строго говоря, с точки логики относится к праву. Допустим, мужчины выполняют какие-то обязанности, женщины выполняют обязанности, дети выполняют обязанности, они учатся. Почему они это делают? В основном это происходит потому, что есть симметричная связь и мужчина не может не выполнять это, потому что там жена стоит со сковородкой. Я утрирую. Ребенок учится, потому что взрослые сказали, что надо учиться. Это симметричная связь, это сфера права. Но если человек это делает осознанно, а не потому, что если он не будет делать, у него будут проблемы, значит эта внешняя деятельность носит внутренний характер, она носит абсолютный характер.
Потому давайте все-таки различать смысловые категории, а не мешать все в одну кучу. Обязанность у человека только одна - осознавать смысл того, что он делает, и как то, что он делает, связано с Богом. Вот это - обязанность. А все различные формы деятельности, которые мы совершаем, это формы, это не смысл. Форма может стать проявлением сути, а может быть отрицанием сути. Если она является отрицанием сути, то это право. Если она является проявлением, воплощением сути, тогда это внешнее проявление исполнения обязанностей. Так что обязанность это внутренняя категория, это не внешняя категория. Давайте вот эту вещь поймем, иначе мы будем постоянно болтаться в этой сфере обусловленности.
Деятельность человека продиктована влиянием на него среды. Если на человека ничего не будет влиять, он ничего не будет делать. Поэтому нельзя считать, что то, что человек активно действует, означает, что он исполняет обязанности. Это очень упрощенное понимание.
Как приходят результаты
ВОПРОС:
Выполняя добросовестно свои обязанности, можем ли мы рассчитывать на осуществление своих прав?
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ:
Рассмотрев этот вопрос, мы почувствовали, что в слове "рассчитывать" звучит настроение контролирующего. В данном случае нет свободы проявления своего духа, а есть обусловленность желанием получить результат. Тогда это уже не будет выполнением обязанностей, это будет выслуживание. Когда мы рассчитываем на вознаграждение, в такой деятельности нет проявления творчества, свободы, а присутствует жесткая обусловленность, возникает корысть, и неизбежно возникают ожидания, а ожидания всегда ведут к разочарованию, претензии и агрессии.
Когда мы будем находиться в настроении доверия к высшей силе и выполнять свои обязанности из этой позиции, желая проявить свой дух, в нашей жизни будет все, что нам нужно, потому что Господь заботится о каждом из нас. И у нас будет все, что нам нужно, но это необязательно то, что мы хотим, а то, что нам полезно. И мы нашли такую цитату из Бхагавад-гиты: "Тем, кто всегда поклоняется Мне с безраздельной преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном образе, Я даю то, чего им недостает и сохраняю то, что у них уже есть".
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Да, очень интересный был вопрос, с подвохом, и вы его считали. Это любопытно было. Вы сразу поняли, что это ложные обязанности, то есть это право, которое мимикрировало под обязанности. И поскольку право не порождает право, люди, которые исполняют так называемые обязанности, не достигают права, это право не формируется. А те, кто выполняет свои обязанности, формируют право. Конечно, это происходит со временем, поскольку право находится в сфере времени, не в сфере вечности. Так что это вопрос времени. Поскольку человек не привязан к результату, он готов ждать сколько нужно, и результаты приходят. Это устраивает сам Абсолют, это Его программа, поэтому всегда так бывает.
Не замыкаться в своей так называемой святости
УЧАСТНИК:
Бывают ситуации, когда ко мне приходят и говорят вроде с улыбкой, вроде бы с хорошим намерением, с хорошими, добрыми словами тёплыми, а я вижу, что за этим откроется вообще другая мотивация, что мне претензии по сути предъявляют. А я не могу никак реагировать. И вот такая нестыковка у меня часто бывает: я внешне слышу одно, а внутренне я чувствую другое. И я не могу понять, как мне действовать. И здесь я тоже вижу запрос внутренний на какое-то проявление духа и может быть даже какая-то следующая ступень своего роста, чтобы зреть в этот корень. И я вроде в него уже гляжу, но не умею реагировать, не умею вот так достаточно экологично действовать, как Энвер Хаджимуратович. Как отвечать? Как человеку донести то, что на самом деле ты пришёл ко мне не с хорошей целью, а как-то меня задавить и напомнить о том, что у человека есть права. По сути, это такой запрос ко мне на проявление какой-то святости, потому что мне говорят: не проявляй свои анартхи, какие-то плохие качества. Будь другой. Благодарю Вас.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Здесь очень важно не замыкаться в этой своей так называемой святости. Я вам рекомендую: если внутри идёт какой-то негатив, ощущение того, что тебя оценивают или претензии, надо просто спросить у человека:
"Вот я сейчас чувствую это. Я правильно чувствую, что вы претензии предъявляете или что-то другое?" Сознательная позиция не означает, что я такой «белый, пушистый», без недостатков. Сознательная позиция означает, что ты задаёшь вопрос природе: "Сейчас, вообще, что происходит между нами? Я вот пытаюсь разобраться. Может быть вы мне поможете?"
Для того чтобы находиться в безоценочной позиции, не надо крепиться, думать: "Вот я сейчас должен быть в осознанной позиции. Я не должен сейчас отвечать претензией на претензию". Это все вымышленные какие-то, придуманные вещи. Надо быть естественным, если что-то не понятно, спрашивайте, выражайте мысли вслух.
Без симметричных вот этих сценариев. Просто говорите то, что вы чувствуете в форме вопроса, в форме размышления, и вам будет открыто. Как Христос сказал: "Стучите, да откроется вам". Не нужно пытаться либо человеку что-то возвращать, либо забивать в себе, утрамбовывать какие-то свои проблемы. Это разрушительные стратегии, обе. Взаимодействуйте с природой. Спрашиваете у неё, получайте ответы. Тогда вы будете идти по жизни без напряжения, но осознанно.
Как различать между бессознательной и осознанной инициативой
Вопрос:
Для меня такой небольшой инсайд был в ответе Энвера Хаджимуратовича, тоже всплыла жизненная ситуация, похоже, жизненная позиция на некоторый промежуток времени сейчас. Вообще мне свойственно было раньше проявлять инициативу в отношениях, но тут включился какой-то режим ожидания, не знаю, эгоцентризм, наверное - ну почему все время я делаю первые шаги?
И вот ситуация упёрлась просто, причём уже на продолжительный какой-то промежуток времени, все равно в это упираешься и как озарение было, когда Энвер Хаджимуратович сказал, что заказ сейчас идёт, именно для меня, на проявление духа, это уже конкретный заказ. И это вот было как озарение, что идёт заказ, возможно, был какой-то промежуток времени, когда ты проявлял инициативу, шёл в отношения, но этого, наверное, недостаточно, урок ещё до конца не пройдён и идёт заказ, чтобы дальше культивировать, это качество развивать.
Энвер Хаджимуратович.
Я хочу сказать, что очень важно, чтобы инициатива не была симметричной, потому что часто наша инициатива означает, что мы делаем «вброс» для того, чтобы получить взамен, то есть она не бескорыстна.
Мы даже это не осознаем, на неосознанном уровне происходит это симметричная ситуация, поэтому вот то, что я говорил до этого, это касается вот именно несимметричного, то есть когда мы просто интересуемся и нам это от человека ничего не надо, нам интересен сам человек и вот это переключает ситуацию полностью , то есть возникает другая кармическая ситуация, поэтому надо различать между инициативой бессознательной и все-таки осознанной инициативой, это совершенно разные вещи, хотя внешне это может выглядеть одинаково.
Участник:
Значит то что было раньше, много лет назад, скорее всего было в симметрии вот этой инициативы. А теперь уже подошло время, чтобы инициатива была нессиметричная, бескорыстная. Это прямо открылось сейчас, спасибо большое за эту разницу, что вы сейчас на этот акцент показали.