Меню

Методы познания

Существуют различные способы познания этого мира, и эти типы познания можно сгруппировать в три вида. Мы будем рассматривать их с точки зрения ведического мировоззрения.

1. Способ познания, который опирается на эмпирический опыт, полученный при помощи органов чувств (пратьякша). Например, когда человек ест, ему не требуется логика, чтобы понять, пропадает у него чувство голода или нет. В данном случае значение имеет только его собственный опыт насыщения.

2. Способ познания, который опирается на размышления или на логику (анумана). Простой пример: если известно, что А=В, а также В=С, то, согласно логике, А=С.

3. Способ познания, который опирается на утверждения из надежного, авторитетного источника и не требует доказательств, как самоочевидное свидетельство (шабда). К примеру, ребёнок растёт без отца. И однажды наступает момент, когда он хочет узнать, кто его отец. К кому он должен обратиться, чтобы узнать об этом? Очевидно, что к матери: в этом вопросе она - гуру для ребёнка (естественный авторитет). То, что говорит мать, является для него шабдой. Данный пример относится к тому случаю, когда шабда является наилучшим или единственным способом познания.

Процесс познания, опирающийся на авторитет, конечно же, может быть слепым. То есть человек может принимать авторитет слепо, а может проверять его другими видами познания, например, логически.

Нетрудно понять, что именно с шабды начинается процесс познания в незнакомой области. Появившись на свет, человек оказывается в незнакомом и непонятном для него мире. Чувствуя свою беспомощность, ребёнок обращается с вопросами к тем, кто что-то знает об этом мире – своим родителям и учителям. Сопоставляя в разуме то, что он услышал от старших, он начинает что-то понимать (анумана) и воспринимать окружающую его действительность (пратьякша) глазами своих авторитетов. Инстинктивно идя верным путём познания, ребёнок быстро развивается, однако его развитие вскоре прекращается, поскольку родители и учителя не могут дать ему верное объяснение более сложных и важных явлений жизни и мира. Чтобы развитие не прекращалось, в нашей жизни всегда должен быть живой и авторитетный источник знания.

При помощи наших органов чувств мы воспринимаем окружающую действительность (пратьякша), однако то, как наш разум интерпретирует увиденное (анумана), напрямую зависит от того, какое первоначальное представление мы имеем о том, на что смотрим. Поэтому в Ведах говорится, что мы можем видеть только то, о чём раньше слышали с верой. Это первоначальное представление непременно должно быть верным (должно быть шабдой), иначе в нашем разуме возникает ложное понимание увиденного, невежество. Предположим, что кто-то говорит с нами грубо. Мы, естественно, отвечаем ему взаимностью, в результате чего вспыхивает конфликт с тяжёлыми последствиями. Однако, если бы нам сказали заранее, что в этот день у нашего знакомого украли автомобиль, стали бы мы реагировать подобным образом? Очевидно, нет. Шабда просветила бы наш разум в том, что человек находится в сложной жизненной ситуации. Поэтому те же самые слова с его стороны мы восприняли бы как проявление вполне простительной слабости, а не агрессии.

Пратьякша позволяет нам воспринимать внешнюю, видимую сторону вещей и явлений, а шабда сообщает нам их внутреннюю суть, невидимую подоплёку. Невежество заключается в том, что мы судим о вещах только внешне, не зная о том, что они представляют собой на самом деле. Это и есть пример материальной, симметричной, логики, которая опирается сугубо на наблюдение, то есть на эмпирический опыт.

Шабда, откуда бы мы её ни получили: из древнего писания или как откровение в молитве,- является контактом с Богом, а пратьякша – это контакт с материальной природой. Что касается ануманы - логики нашего разума, то она определяется тем, какой тип контакта мы имеем. Из-за того, что мы давно находимся в подчинении у материи, в нашем разуме прочно укоренилась материальная логика, которая не позволяет нам понимать истинный смысл вещей.

В рамках Альманаха мы будем говорить о другой, несимметричной логике, которая основана на аксиоматике (шабде). Преимущество такого вида логики заключается в том, что мы можем постигать вещи, которые не являются предметом нашего наблюдения. Причем постигать при помощи разума, что очень важно.