ВОПРОС:
Что значит у Бога нет причины? Это значит, что на Него ничто не влияет. Но какова причина у Бога быть Богом? Немножко расшифрую вопрос: что движет Богом? Чем Он руководствуется, когда принимает решение? Что значит быть чистым импульсом, у которого нет генератора сзади, который бы его чем-то питал? Как это понять, что значит быть чистым началом?
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Когда материалисты задают вопрос о том, что является причиной Бога, возникает вот эта подмена. Потому что если вы определяете причину, то человек, который мыслит симметрично, под любой причиной понимает следствие чего-то еще, то есть это же относительная же причина, а значит, по сути дела, следствие. Поэтому они задают вопрос: а что является причиной Бога? Если Бог это причина, ну хорошо, ладно, причина, а что было Его причиной? Тем самым человек отказывается от понятия причины. Он даже сам не понимает этого, потому что у него в разуме существует понятийная подмена, у него абсолютизируется понятие следствия, а не причины. То есть у него нет понятия абсолютной причины, у него только следствие является абсолютной категорией, а причина - это относительная категория. Поэтому для него абсолютного не может быть. Вот эта болезнь разума, вот эта инфекция существует в разуме у любого человека, живущего в материальном мире, и потому у людей корежит разум, когда им говорят про абсолютные категории, что их разум инфицирован.
Так что вопрос, касающийся причины того, что Бог - это причина, относится как раз к подмене, к болезни разума.
Теперь что касается того, почему Господь действует так, как Он действует, то есть Он независим, Он не взаимодействует. Это означает как раз то, что Он несет ответственность за то, что является противоположностью по отношению к Нему. Иначе говоря, не зависеть от чего-то значит нести за это ответственность. То есть симметричное мышление означает, что я зависим от тебя, ты зависишь от меня. Это то, с чего мы начинали. Это означает, что никто ни за что не отвечает. Поскольку я от тебя зависим, значит, если что-то не так, я буду тебя обвинять, значит, ты виноват в том, что происходит. Правильно? Это не мужское начало. А вот мужское абсолютное начало означает, что я несу ответственность за то, что происходит. Это и есть божественное. Поэтому когда мы говорим о том, что Бог не зависит от мира, иначе говоря, не взаимодействует с ним, это означает, что Он несет полную ответственность за этот мир. И это означает, что в этом мире ничего плохого не происходит, потому что все находится под Его контролем. И даже если вещи какие-то происходят, которые мы считаем трагическими, это следствие, это не причина. В этом не причина действует, а это вещи, которые происходят на уровне безответственности, то есть люди, иначе говоря, создают программы, с помощью которых они испытывают страдания. Эти программы создает не Создатель. Но, тем не менее, Он санкционирует эти программы. Почему? Потому что они необходимы для того, чтобы отучить нас от симметричного мышления, для того, чтобы мы открыли в себе истинную свою сущность. В этом проявление Его любви и в этом проявление Его ответственности за этот мир. Вот это ответ. Господь не взаимодействует с этим миром. Это не означает, что Ему нет дела до этого мира, это означает, что Он не считает, что кто-то виноват, имеет вину по отношению к Нему. Это очень важно понять. Почему мы не можем общаться с Богом? Потому что мы считаем, что мы неквалифицированные, мы больные, мы в невежестве находимся, мы совершаем много грехов и виноваты перед Богом. Мы виноваты только перед собой, а не перед Ним. Он-то нас любит, Его Любовь никак не искажается нашими глупостями. Вот это означает, что Он не взаимодействует с этим миром, а вовсе не то, что Ему нет до этого мира никакого дела. Так что понятие "невзаимодействие" очень четко имеет логическую коннотацию. Это означает, что вы не снимаете с себя ответственность. Если же вы взаимодействуете, это означает, что никто ни за что не отвечает: вы вместе создаете ситуацию, значит, никто не отвечает за то, что происходит. Понимаете? Вот что означает взаимодействие. Смысл только этот.
ВОПРОС:
Правильно ли я поняла, что Бог руководствуется тем, чтобы в каждом из нас проснулось несимметричное мышление, Он создает условия для этого?
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Он хочет, чтобы мы были счастливы. Несимметричное мышление - это признак счастья. Если человек счастлив, он будет мыслить несимметрично. Счастье как дух, не какое-то временное состояние - о, как хорошо сегодня, - а счастье как вечное его достояние - это и есть несимметричное мышление. Конечно, Он этого хочет. Как отец может хотеть чего-то другого? Он хочет, чтобы его дети были счастливы.
Подмены понятий
Полная диалектика – это наука о всеобщих законах влияния сознания на сферу бессознательного (природы, человеческого общества и мышления индивида), а также о взаимодействиях в сфере бессознательного.
Подмены по разделу "Методы познания"
В данном разделе сайта приведены отрывки из обучающих курсов «Живи разумно» и «Революция разума», иллюстрирующие возможные подмены, которые могут образоваться в разуме человека.
Есть ли у Господа причина? Что стоит за решением Господа действовать?
Почему в нашем разуме возникают подмены?
Вопрос:
Почему в нашем разуме возникают подмены?
Ответ группы:
Ответ складывается из нескольких частей. Во-первых, у каждого человека есть внутреннее, естественное стремление к познанию истины, потому что глубокий контакт с истиной нам приносит счастье. В этом стремлении к познанию истины мы пытаемся пользоваться теми методами, которым нас научило общество, родители, то есть, эмпирическим путем либо с помощью слепого следования авторитетам. Тут получается, что мы остаемся в тупике изучения следствия следствий, мы не выходим на саму истину. Не каждый авторитет гласит истину, и не каждому человеку вообще в принципе посчастливилось встретить авторитетов, которые гласят истину. Отсюда может возникнуть такая первоначальная подмена о том, что я являюсь телом, а не духом. И уже из этой подмены, как мне кажется, прорастают и вытекают последующие подмены, но в первую очередь это - неправильность мышления, то есть, симметричное мышление.
Хочу привести пример в этой связи, известный всем. Какой-то человек в своем порыве изучить то, как мы появились на этот свет, придумал такую теорию о том, что когда-то мы были обезьянами, а до этого - какими-то моллюсками. Миру предложена и теория о том, что просто что-то взорвалось и так все появилось. Эта теория основана на эмпирическом опыте, на том, что он наблюдал за животными, за раскопками, логически вывел какую-то цепочку и передал этот опыт другим людям. А уже другие люди, которым нравится просто слепо следовать авторитету, приняли это, как это сделала в школе, например, я. Слава Богу, в моей жизни появились люди, которые мне сказали, что я дух, и что не была когда-то обезьяной.
Энвер Хаджимуратович:
Я могу только поприветствовать ваши размышления, очень яркий, на мой взгляд, был пример. Очень хороший пример того, как действительно создаются дискурсы, то есть, авторитетные общественные системы. Когда какое-то эмпирическое предположение, которое Дарвин сам же считал просто неким предположением, со временем приобрело статус чуть ли не абсолютной истины. Сейчас, если ты сомневаешься в эволюционных концепциях, тебя будут считать каким-то недалеким человеком, далеким от науки, скажем так. Хотя есть совершенно ясные основания для того, чтобы сомневаться в дарвиновской системе. Так что очень интересно было вас слушать, спасибо большое.
Главная подмена в материальном мире.
ВОПРОС:
Почему в нашем разуме возникают подмены?
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ:
Подмены могут возникать вследствие того, что человек опирается в своем восприятии реальности на свой прошлый опыт, на то, что с ним когда-то произошло, и на те выводы и убеждения, которые он из этого извлек.
Почему может возникнуть подмена? Например, ребенок, рождаясь, делает вывод о себе и о мире в зависимости от того, как к нему относятся родители. Это может быть ошибочным. Так, например, ребенок решает, что мир добрый и ему можно доверять. Однако в мире также находится и часть зла, и с ним тоже нужно правильно обходиться. То есть через опыт человек может постигнуть только часть этого мира, а не весь мир. И при переносе этого опыта на весь мир могут возникать ошибки в действиях и в восприятии.
Также сам факт, что человек находится в материальном мире, приводит к тому, что человек видит мир искаженным. Он видит не всю реальность, а только ту часть, которую может постигнуть, исходя из своего развития, возраста, то есть относительно каких-то конкретных причин и ситуаций.
ЭНВЕР ХАДЖИМУРАТОВИЧ:
Меня подкупает в ваших ответах то, что вы пытаетесь создать образы того смысла, который вы ищете. Это очень хорошая нацеленность, потому что высшая форма познания - это именно форма познания, связанная с опытом, то есть эмпирическая. Здесь есть некий парадокс. Казалось бы, мы отвергаем эмпирический метод познания как первичный. Но когда наше знание восходит к эмпирическому восприятию, то есть когда мы можем создать некий образ того знания, который мы переживаем, то это дает глубочайшее свидетельство, которое может уже переноситься на других людей и на дальнейшую нашу жизнь.
Что касается самого ответа, то я с ним согласен. И могу сказать, что основная причина подмен в нашем разуме заключается в том, что у нас на первом месте стоит эмпирический метод познания, а не авторитетный. Потому что когда мы опираемся на авторитетный метод познания, то мы усваиваем первичные категории как те, от которых мы должны отталкиваться в своем отношении к миру. А когда мы опираемся на эмпирический метод познания, то у нас на первом месте стоят вторичные понятия, относительные понятия. Так и возникает система подмен. То есть весь спектр подмен категорий нашего разума возникает просто оттого, что для нас первичным является эмпирический метод познания. Вот и все.
Я иногда буду пользоваться религиозными вставками, но не как аксиоматической вещью. Мы не будем пользоваться понятиями, которые мы не определили. Давайте договоримся, что любой термин, например, дух, Бог, мы будем использовать только тогда, когда мы его определили.
Я приведу пример, он не совсем точный, но я его приведу. Это пример Христа, который говорил: «Будьте как дети в понимании мира». Что ребенок делает? Как вы и говорили, для ребенка первичным методом познания является авторитетный. Если он чего-то не понимает, он спрашивает у тех, кто это понимает. Но если те, к кому он обращается, сами не пользуются авторитетным методом, они являются ложными авторитетами. Они говорят ребенку, но они говорят не то, что они спросили у высшего авторитета, а в конечном счете это Создатель. Они говорят просто какое-то свое мнение или то, что они прочитали у того, кто имеет свое мнение и так далее.
Фактически в материальном мире происходит подмена авторитетного метода на эмпирический. Это первая подмена. То есть человек что-то понимает эмпирически, а потом другим это выдает как авторитетное знание. Например, профессор в университете или просто родитель своему ребенку. То есть фактически это первая базовая подмена, а потом уже из этого следуют все остальные подмены.